Наконец я получил заслуживающее моего интеллекта место в племени — где-то между Большими охотниками и прочей нижней массовкой. Правда, всю заслугу за оглушительную победу получили конечно же Большие охотники. Они так красочно и складно рассказывали, как били морды своим оппонентам в кулачном бою... О моих скромных усилиях в выпиливании половины врагов никто и не вспомнил. А через неделю начала забываться и сама эпичная битва народов. Недолговечная память жителей пещеры требовала основательного апгрейда. Но, в самом деле, не вечернюю же школу открывать для этих великовозрастных дебилов. Пришлось изрядно переворошить собственную память в поисках назидательных исторических примеров вытаскивания серой массы из грязищи и дерьмища.
На мой взгляд, прекрасным нравоучительным примером могло послужить создание московского метро. Правда, от первоначального функционала теперь мало что осталось — никаких поездов и прочих рельсов, все заменила нуль транспортировка. Но подземное расположение станций и линий передачи благополучно осталось — новая технология общественного транспорта требовала приличной изоляции от внешних воздействий, что и обеспечивала толща грунта вокруг линий. В свое время меня заинтересовала избыточная роскошь оформления всего лишь промежуточных остановок, где человек находился вряд ли дольше пяти минут. И я перелопатил массу источников по этому феномену. Современные исследователи того загадочного периода российской истории сошлись во мнении, что таким образом правительство боролось с интеллектуальным отставанием населения от куда более продвинутых европейских соседей. Как-никак большинство россиян тогда составляло малообразованное крестьянство, чья жизнь веками протекала в неизменной обстановке. Стереотипы поведения, стереотипы восприятия, стереотипы мышления. Все это буквально превращало сознание людей в консервы, и на такой низкой базе совершить существенный технологический прыжок представлялось делом архисложным. Одним из методов воздействия на косность бывших крестьян и стало метро. Ежедневно сознание бывших крестьян и будущих пролетариев погружалось в невообразимое буйство красок, стилей оформления, да и просто нереальных красот. Волей-неволей мозг включался в обработку новой информации, со скрипом преодолевая вековую наследственную заскорузлость...
И я взялся за кисть. С красками, конечно, все было непросто. Знаний моих хватало только на создание темперы, для чего пришлось периодически разорять кладки местных подобий земных змей. А порыскав по пещерам вокруг, я подыскал минералы необходимой цветовой гаммы. Засучив рукава занялся художественным творчеством. Дизайнер из меня, конечно, еще тот, но по рисованию в школе у меня всегда была твердая четверка. Плюс ускоренный курс истории живописи в гипносне — когда-то в юности хотел произвести впечатление на свою одноклассницу.
Первым делом я воспроизвел в мельчайших деталях «Ночной дозор» Рембранта на подходящей стене у входа в пещеру. На переднем плане нарисовал Больших Кра, гордо выдвигающихся из пещеры на битву с племенем игли. Рядовые охотники попали в массовку на заднем плане. И даже «маленькой» Кра досталась роль на моей картине, только вот вместо неизвестной местным курицы я изобразил привычную огромную улитку. Как и у первоисточника, все Кра получились напыщенными фанфаронами.
Конечно же, скрытая ирония ускользнула от недоразвитого сознания охотников, и картина произвела фурор, не сравнимый с оригиналом Рембранта. Все Кра собрались вокруг, долго рассматривали. А когда один из Больших Кра через полчаса изучения узнал в изображении на стене своего соседа, стоящего рядом, эффект сравним был со взрывом мозга. Тогда и остальные Кра наперебой начали узнавать друг-друга, словно в этих огромных головах наконец-то прорвало некую плотину. Правда сами оригиналы изображений ни в какую не верили, что на картине присутствуют именно они. Впрочем, это и не удивительно — зеркало-то я еще не изобрел, и как они выглядят со стороны, оставалось для каждого великой тайной. Да и сам уже начал забывать свою внешность. Удивительное чувство. Всегда казалось, что знаю себя как облупленного...
На картине я слегка отошел от правды жизни и приукрасил мрачную действительность. И что удивительно, чистота пещеры, изображенная мною, потихоньку начала проявляться и в жизни. Вот оно облагораживающее влияние высокого искусства на простого обывателя, даже такого недалекого, как мои аборигены. И я решил идти дальше, украшая пещеру назидательными рисунками согласно своим представлениям о том, как все тут должно быть устроено.
Конечно, до фен-шуя еще было так же далеко, как и до самого Китая, но сравнивая мои первые дни в пещере с ее нынешним состоянием, невольно проникался гордостью за не впустую потраченное на этой дикой планете время...
Пещерный уклад потихоньку менялся, приобретая более цивилизованные формы. Ныне все дефилировали в какой-никакой, но одежонке. А благодаря исчезновению из быта невыделанных шкур, отвратительная вонь от гниющих на них остатков жира и мяса не досаждала боле мое нежное обоняние. Да и обглоданные под чистую кости выбрасывались теперь подальше от пещеры. Эх, если бы еще удалось подтянуть интеллектуальный потенциал обитателей. Ведь и поговорить по душам было не с кем. Поведать, как тяжко цивилизованному человеку пребывать среди малообразованных и бескультурных дикарей... Даже сообразительная малышка Кра в ответ на мои пространные речи могла только слушать, открыв рот, и иногда восхищенно гукать. Беседой это при всем желании назвать невозможно. Что уж говорить про шахматы. Коих, правда, я еще не изобрел.
Но как заставить не ведающих ни заботы, ни труда аборигенов пройти хотя бы путь к начальному образованию? Про высшее я уж молчу. Не оставалось иных вариантов, как открывать церковно-приходскую школу. Так сказать, встать на проторенный земными религиями тракт: чтобы дать возможность развиваться застойным мозгам соседей по пещере, необходимо заставить аборигенов начать заучивать хотя бы примитивные молитвы. Да и хоровое пение псалмов в этом деле совсем не помешает.
Но как быть с речью? Которая пребывала в зачаточном состоянии. Ведь возможность оперировать сложными образами человеку разумному предоставляет именно умение говорить. А здесь даже примитивно наврать получается с огромным трудом. Я всю голову сломал, придумывая варианты для ускорения прогресса... Когда-то краем уха слышал, что мелкая моторика помогает детишкам быстрее осваивать разговорную речь. Что-то там о связи управления пальцами с отделами мозга, отвечающими за речь. И самым простым способом был пластилин. Коего на планете днем с огнем... Я занялся поисками глины. Заодно решив пополнить быт и подходящей посудой. Все-таки вкушать пищу голыми руками совсем не комильфо.
Подходящая глина нашлась довольно быстро у того же озерца, где родились первые на планете лук и стрелы. Поскольку гончарный круг присутствовал пока в виде призрачной идеи, ваять первую чашку пришлось вручную. Уж и не знаю на что более походило мое первое изделие, обожженное на костре — то ли на блин, то ли на ком, но для бухту это недоразумение оказалось сравнимо с топовой моделью космического глиссера. Когда я зачерпнул воду из общей чаши и выпил, мир в очередной раз перевернулся в головах аборигенов...
- Кха! Кху-пи, уа-уа? - Большой Кра потребовал объясниться.
- Кра, Кху-пи пьет воду из чашки, как и положено человеку. Цивилизованному человеку.
Сомневаюсь, что Большой Кра хоть что-нибудь понял — соображалка работала у него довольно туго.
- Кху-пи, кхр-шка бац? - продолжал тот настойчиво расспрашивать о технологии изготовления чашки.
- Кра, берешь глину, и лепишь из нее что твоей душе угодно. Это культура, прогресс и прочие радости продвинутой цивилизации...
Не смотря на подробные объяснения, эти тугодумы решили, что чашку я получил из обыкновенного камня. Весь вечер Большие Кра и прочие Кра дружно пытались вылепить из подобранных вокруг булыжников некое подобие моего шедевра. Учитывая их силищу, как они эти камни в труху не истерли, осталось для меня загадкой... Но, конечно, ничего у них не получилось, однако физкультура на мелкую моторику получилась отличная.
К следующему вечеру я заготовил достаточное количество исходного материала и провел показательный урок лепки. Когда по уродливой чашке себе кое-как вылепили Большие Кра, массовым производством занялись прочие охотники. Самая красивая чашка получилась у малютки Кра. Что и не удивительно. Она постоянно пребывала в облагораживающей тени местного гения.
А чтобы аборигены не успокаивались на достигнутом, я сваял целиком обеденный сервиз. Хотя он более походил на творение какого-нибудь полусумасшедшего импрессиониста, но функционал свой более-менее выполнять мог. Жаль только применить его по назначению не получалось — ни супов-пюре, ни котлет по-киевски, ни даже рюмочки кальвадоса в моем меню здесь, к сожалению, не значилось. И перспектива появления всего этого разнообразия приличной кулинарии оставалась покрыта туманом неизвестности...
Бухту трудились в поте лица, стараясь достигнуть задранной мною планки материального достатка. Вскоре пол пещеры оказался заставлен глиняными уродцами. И чтобы, проходя мимо, каждый раз не получать сердечный приступ от вида этой «посуды», я предложил разместить самые отвратительные шедевры по внешним границам территории племени — отпугивать ворогов и местных ворон. Не знаю насколько сервизы соответствовали бы своему прямому назначению, но вот с ролью психотронного оружия они справлялась на отлично. Благодаря своим размерам, неизгладимое впечатление, например, производили супницы, стоило лишь случайно наткнуться на них в темноте. Что уж говорить о таких декоративных элементах сервизов, как кабаре, таццы и пладеменажи... Одними только своими устрашающими видами они вполне годились для использования в качестве оружия массового поражения. Поставленная на поток «посуда» с лихвой насытила границу этими охранительными тотемами. О вторжениях конкурирующих племен на ближайшее время можно было благополучно забыть.
Налаженное гончарное производство позволило осуществить и мою давнюю мечту об интеллектуальном досуге — я лично вылепил фигурки шахмат. Правда интеллектуальным досуг стал далеко не сразу...
- Малютка Кра, пойдем в шахматы поиграем, - позвал свою сообразительную подружку...
Похожие статьи:
Рассказы → Пограничник
Рассказы → Властитель Ночи [18+]
Рассказы → Доктор Пауз
Рассказы → По ту сторону двери
Рассказы → Проблема вселенского масштаба